Член Общественной палаты Санкт-Петербурга, Дмитрий Солонников: проблемы у торговых центров начались не две недели назад, а еще в пандемию коронавируса

Одной из основных трудностей стало снижение покупательского спроса. Свободные доходы домохозяйств снизились, что привело к росту цен даже на продукты первой необходимости. 
Как итог — семьи стали тратить на обязательные покупки больший процент своей зарплаты, чем раньше. В результате петербуржцы стали гораздо реже посещать торговые центры, что запустило процесс постепенного закрытия торговых точек.

Дмитрий Владимирович подчеркнул, что сейчас закрываются прежде всего не те торговые точки, которые распространяют товары первой необходимости, а бьюти-сектор.

Причем отразится это на представителях среднего класса. Покупатели с высоким доходом ничего не потеряют. Даже когда вырастут цены, они не будут менять свои потребительские привычки.

«Люди, у которых было несколько десятков миллиардов долларов, а стало всего два-три, они сокращать свое личное потребление не будут. Чем они питались, тем и питаются. Какие услуги заказывали, такие и будут заказывать», — отметил политолог.

В то же время средний класс, сохраняя потребление на одном уровне, отложит покупки вне чек-листа с продуктами и лекарствами. Дорогие подарки, посещение косметических салонов, полное обновление гардероба, не говоря уже о предметах роскоши, — все эти покупки будут отложены на потом. Магазины, нацеленные именно на средний класс, будут терять покупателей.

«Для того, чтобы построить новые логистические схемы привоза данных товаров, предположим, через Турцию, через страны Средней Азии, через страны южного Кавказа, просто новые маршруты проложить — нужно будет время. Соответственно, время, чтобы наладить финансовый поток при тех санкциях, которые введены. Они не решаются по щелчку пальцев в один день, в одну неделю. Но они решены будут», — поделился мнением политолог.

«Что-то восстановится, торговля продолжит существовать, но именно в тех объемах, которые будут соответствовать потребительскому спросу. А он тоже сократится. Поэтому баланс будет найден, после этого жизнь в новой “нормальности” будет восстановлена», — не сомневается Солонников.

При этом, по мнению эксперта, петербуржцам рано ставить крест на магазинах, которые решили уйти с российского рынка. Рано или поздно они могут вернуться снова, но уже в измененном формате и под другой вывеской.

«Это будет несколько иное. Если работали магазины под западными брендами, которые теперь остановили все поставки к нам сюда, то, конечно, нет. Они в том виде, в котором работали, не вернутся. Но какая разница? Персонал тот же, торговые площади те же. Вывеску поменяют, будут продавать что-то другое. Не важно», — поделился мнением Дмитрий Солонников.Одной из основных трудностей стало снижение покупательского спроса. Свободные доходы домохозяйств снизились, что привело к росту цен даже на продукты первой необходимости. 
Как итог — семьи стали тратить на обязательные покупки больший процент своей зарплаты, чем раньше. В результате петербуржцы стали гораздо реже посещать торговые центры, что запустило процесс постепенного закрытия торговых точек.

Дмитрий Владимирович подчеркнул, что сейчас закрываются прежде всего не те торговые точки, которые распространяют товары первой необходимости, а бьюти-сектор.

Причем отразится это на представителях среднего класса. Покупатели с высоким доходом ничего не потеряют. Даже когда вырастут цены, они не будут менять свои потребительские привычки.

«Люди, у которых было несколько десятков миллиардов долларов, а стало всего два-три, они сокращать свое личное потребление не будут. Чем они питались, тем и питаются. Какие услуги заказывали, такие и будут заказывать», — отметил политолог.

В то же время средний класс, сохраняя потребление на одном уровне, отложит покупки вне чек-листа с продуктами и лекарствами. Дорогие подарки, посещение косметических салонов, полное обновление гардероба, не говоря уже о предметах роскоши, — все эти покупки будут отложены на потом. Магазины, нацеленные именно на средний класс, будут терять покупателей.

«Для того, чтобы построить новые логистические схемы привоза данных товаров, предположим, через Турцию, через страны Средней Азии, через страны южного Кавказа, просто новые маршруты проложить — нужно будет время. Соответственно, время, чтобы наладить финансовый поток при тех санкциях, которые введены. Они не решаются по щелчку пальцев в один день, в одну неделю. Но они решены будут», — поделился мнением политолог.

«Что-то восстановится, торговля продолжит существовать, но именно в тех объемах, которые будут соответствовать потребительскому спросу. А он тоже сократится. Поэтому баланс будет найден, после этого жизнь в новой “нормальности” будет восстановлена», — не сомневается Солонников.

При этом, по мнению эксперта, петербуржцам рано ставить крест на магазинах, которые решили уйти с российского рынка. Рано или поздно они могут вернуться снова, но уже в измененном формате и под другой вывеской.

«Это будет несколько иное. Если работали магазины под западными брендами, которые теперь остановили все поставки к нам сюда, то, конечно, нет. Они в том виде, в котором работали, не вернутся. Но какая разница? Персонал тот же, торговые площади те же. Вывеску поменяют, будут продавать что-то другое. Не важно», — поделился мнением Дмитрий Солонников.