Важность Арктики для российской экономики продолжит усиливаться, но события 2022 года ограничили возможности Москвы по сотрудничеству с Западом.
В наступившем году ситуация должна измениться и вести к перезапуску части совместных проектов со странами Евросоюза, отметил председатель комиссии по организации общественного контроля, взаимодействию с органами местного самоуправления и общественными советами Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор центра арктических исследований и проектов РАНХиГС Владимир Шамахов.
Одним из наиболее амбициозных проектов российской экономики остается Северный морской путь (СМП), главной идеей которого является транзит грузов из стран Северно-Восточной и отчасти Юго-Восточной Азии на европейский рынок.
Для развития данного проекта необходимо сотрудничество России с европейскими странами, которое в 2022 году вступило в долговременный кризис. И теперь возникает вопрос, что Москва будет делать с СМП в условиях закрытия Евросоюза.
Развитие СМП неизбежно – оно будет и уже существует. Темпы зависят от конкретной политической и экономической ситуации и могут корректировать в ту или иную сторону. Экономический интерес рано или поздно возобладает над военно-политическим, который сегодня доминирует в Европе по этому вопросу. Я убежден, что в следующем 2023 году экономика возьмет свое», — заключает директор Центра арктических исследований и проектов РАНХиГС Владимир Шамахов.
Здравый смысл должен победить по вопросу международного сотрудничества по российским арктическим проектам, здесь существует не только СМП, но и добыча полезных ископаемых, а это означает, что политические догмы скоро перестанут перестанут доминировать.
Следующий год станет результирующим и переломным. Вряд ли мы сразу начнем с нашими соперниками договариваться на дружественной основе, но процесс переговоров по достижению реальных результатов начнется», — резюмирует Шамахов .
Целью переговоров должно стать созданию обоюдовыгодных условий для сотрудничества, в рамках которых интересы одной стороны не превалировали бы над другой.
«Пока развитие проекта осуществляется односторонне, причем обе стороны оттягивают очень большие ресурсы на военное обеспечение. Об этом мало говорят публично, но сейчас ведется очень серьезная подготовка», — констатирует Шамахов.
«Какие-то подвижки могут произойти по срокам, но процесс не остановится. Путей здесь два – либо глобальная война, либо глобальное развитие», — заключает Шамахов .
«Нам нужно для себя принять решение как мы будем сотрудничать с Китаем в Арктике – по узким вопросам, или в глобальном варианте. Моя точка зрения заключается в том, что у РФ нет другого пути кроме глобального сотрудничества с дружественными странами, которых нам следует активней внедрять в арктические проекты, пусть и они территориально не относятся к этому региону мира», — резюмирует Шамахов .
Китай обладает технологическими, производственными, транспортными и финансовыми компетенциями, которые могут пригодиться. России для развития арктического региона нужны технологии и инвесторы, и Китай на сегодня выглядит для нас наиболее перспективным партнером.
Источник: https://clck.ru/33DWzd
