В 2023 году исполнилось 110 лет с момента первого богослужения в Санкт-Петербургской Соборной мечети. Службу, приуроченную к 300-летию Дома Романовых, провели 21 февраля 1913 года в недостроенном здании.
На торжественной церемонии открытия присутствовали: представители администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Санкт-Петербурга Михаил Кучерявый, генеральные консулы Турции, Узбекистана и Таджикистана.
Настоятель Санкт-Петербургской соборной мечети Равиль-Хазрат Панчеев рассказал, что вопрос о строительстве в Петербурге мечети поднимался мусульманской общиной с первых дней основания города. Несмотря на это, разрешение было получено лишь в начале XX века, после одобрения Николая II.
В 1908 году был объявлен конкурс проектов будущего здания, на котором представили 45 вариантов. Победил проект художника-архитектора Николая Васильева. Согласно проекту, мечеть создавалась по образу знаменитого Гур-Эмира, мавзолея над гробницей Амира Тимура и его потомков в Самарканде. Проект не полностью копировал знаменитую постройку, предполагая ряд оригинальных деталей. Ввиду климатических особенностей города на Неве купол решили сделать более остроконечным, а стены и барабан получили окна, что позволяло повысить освещенность помещения. Еще одним отличием стала облицовка серым гранитом, что обычно не характерно для мусульманской традиции. На фасаде использован декор из керамики и майолики.
Мечеть имеет флигель – изначально мечеть планировалось отапливать аммосовскими печами, работающими по принципу воздушного отопления. Возникла необходимость возведения помещения для котельной. Котельную разместили в подвале флигеля, над ней оборудовали помещение для обязательного омовения перед молитвой.
«Мы отмечаем 110-летие первого богослужения в Соборной мечети. Это знаменательная дата для живущих ныне в Петербурге и Ленинградской области. Необходимо помнить, что мусульмане приезжали из различных губерний империи и внесли серьезный вклад в строительство города», – отметил муфтий.
«Недостаток средств, войны, революции, сложная обстановка в городе – все это замедляло ход строительства. Тем не менее мечеть стоит. Это выдающийся памятник мусульманского зодчества, созданный на основе творческого переосмысления среднеазиатской средневековой архитектуры», – констатировал муфтий.
Равиль-Хазрат Панчеев отметил, что в советские годы мечеть, как и другие религиозные объекты, пережила не лучшие времена.
К декабрю 1935 года здание мечети начало разрушаться ввиду нехватки финансирования. Стены пропитались сыростью, майоликовая облицовка куполов и стен находилась в плачевном состоянии. Сразу несколько организаций претендовали на помещение мечети. Пищевой комбинат планировал использовать обширные сухие подвалы здания для хранения овощей. Похоронное бюро планировало открыть в залах мечети столярные мастерские. В 1936 году часть подвалов власти отдали под овощехранилище. Чтобы корнеплоды не портились, отопление отключили, холод и влажность негативно влияли на все здание.
Несмотря на это мусульманская община занималась ремонтом крыши, восстановлением мозаичной облицовки и парадного входа. Но когда эти работы были завершены примерно на 70 процентов, в июне 1940 года Ленгорисполком закрыл мечеть. Официально из-за несвоевременной выплаты налогов руководством мечети. Помещения начали использовать как склад.
Во время Великой Отечественной войны мечеть не пострадала: ни одна бомба, ни один снаряд в нее не попал.
В 1955 году мечеть снова открыла свои двери для намазов.
«Беседовал с переводчиком, который в 1955 году работал в ходе визита первого президента Индонезии Ахмада Сукарно. Проезжая через Кировский (сейчас Троицкий) мост, Сукарно увидел минареты и попросил внести в свой график помещение мечети. Он хотел прочесть приветственную молитву – это дань уважения к божьему дому», – говорит Панчеев.
Он добавил, что на следующее утро президент Индонезии, просматривая свой график, очень удивился: о мечети ни слова. Тогда ему пояснили, что внутри находится склад и визит невозможен.
«На этот день у него было запланировано много встреч, но из них он выбрал только две и, прервав визит в Ленинград, вернулся в Москву. Там его спросили, понравился ли Ленинград, на что Сукарно ответил, что не видел города. В итоге мечеть вернули верующим», – продолжает муфтий.
В 1956 году в Ленинград приехал Сукарно с дочерью. Вместе они посетили богослужение в мечети.
«В начале 2000-х годов его дочь вновь посетила петербургскую мечеть. А через год она через посольство передала мечети панно из тикового дерева, выполненное мастерами из Индонезии. Весит более 300 килограммов», – отметил Равиль-Хазрат Панчеев.
Муфтий рассказал, что, несмотря на запросы руководства мечети о необходимости проведения ремонтных работ, различные ответственные ведомства не спешили с ремонтом. Если внутри был выполнен ряд работ, то проблема с деформацией купольной части из-за температурных перепадов не решалась. Требовался капитальный ремонт.
Более 600 квадратных метров площади облицовки с купола осыпалось. Уникальную облицовку передали на хранение и восстановление в Государственный музей истории Ленинграда. Сложные работы предстояло провести с куполом, так как пришлось полностью заменить его облицовку. Была разработана уникальная технология, по которой создавались изразцовые украшения из технического фарфора.
«Реставрация была продолжена в 90-х годах прошлого века. И в 1995 году после замены старых трасов майолики на куполе подняли покрытый сусальным золотом полумесяц. Его изготовили на заводе КамАЗ, а в петербургских мастерских позолотили», – говорит Панчеев.
Источники: https://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2014/news_detail_v..; https://clck.ru/33nDrr; https://clck.ru/33nDsX