Памятник Петру Георгиевичу Ольденбургскому

Памятник Петру Георгиевичу Ольденбургскому – благотворителю и меценату установлен на своем историческом месте – напротив главного корпуса Мариинской больницы, попечителем которой он был на протяжении 40 лет

История памятника началась 5 июня 1889 года, когда благодарные петербуржцы решили отдать дань памяти внуку Павла Первого – герцогу Ольденбургскому. Сам меценат скончался за 8 лет до этого события. Монумент простоял до 1930-х годов, а затем был снесен. Идея восстановить памятник возникла в начале 2000-х годов, однако воплотить ее удалось только сейчас.

«Именно сегодня мы понимаем, как важна благотворительность, как важно сохранять историческую память. И сегодня совершается знаковое событие. В то время, когда во всем мире сносят памятники, свои и чужие, мы восстанавливаем памятники. С ними вместе восстанавливается история, которая остается самым надежным нашим союзником», – сказал на открытии памятника генеральный директор Государственного Эрмитажа, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Михаил Пиотровский.

На открытии памятника присутствовал также родственник герцога Ольденбургского, Его Высочество Гуно Герцог фон Ольденбург. Он напомнил, что побывал в Мариинской больнице два десятка лет назад, и тогда ему было дано обещание руководством больницы, что памятник будет восстановлен.

Свое слово сказал и скульптор Григорий Лукьянов. Он отметил, что памятник сложен не только своим устройством, так как аналогов ему практически нет, – он задуман так, что фигура имеет только две точки опоры. Но сложность была еще и в том, что в условиях центра мегаполиса сейчас практически невозможно установить памятник таких размеров.

«Самое сложное – таких памятников мало, – что фигура стоит на двух точках опоры, сильно опирается на руку. Сложно было поставить фигуру в пространстве, надо было найти баланс. Аналоги были только в античности. Кроме того, надо было сохранить основную идею – выразить значимую фигуру, а не просто пожилого человека. Поэтому он должен был опираться не просто на руку, а на свод законов Российской империи», – сказал скульптор.

Григорий Лукьянов также подчеркнул, что подготовка длилась несколько лет. Даже в качестве модели подбирали человека, внешне похожего на принца Ольденбургского, и специально для него шили мундир.

Еще одна загадка памятника – боковые барельефы. Сейчас их нет, так как не удалось найти достоверные изображения прежних барельефов, есть только их описания. Однако под них на монументе оставлены ниши, и если появится материал, то барельефы будут воссозданы.

источник: Петербургский дневник
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»