Мероприятие продолжило серию экспертных дискуссий в рамках медиапроекта «Дело молодых».
Средства массовой информации в современном мире играют все большее значение. Меняются как форматы подачи информации, так и стандарты ее качества. В ходе круглого стола эксперты в диалоге с молодежью обсудили, как использовать открывающиеся возможности и защититься от информационных угроз.
На ключевую особенность нынешней сферы СМИ в сравнении с прошлым в ходе дискуссии обратил внимание главный редактор издания «Деловой Петербург» Игорь Павловский. По его словам, наблюдается переизбыток информации, и если раньше СМИ «продавали свою экспертность», то сейчас они пытаются купить внимание аудитории: «Информации слишком много, читатели начинают отключаться от источника информации, сознательно себя изолировать».
Средствам массовой информации приходится существовать в постоянно меняющемся информационном поле, мощные агрегаторы забирают у читателя необходимость обращаться к какому-то конкретному изданию, а постоянно возникающие новые форматы подачи информации усиливают конкуренцию и заставляют менять подходы. Впрочем, в победу условных блогеров над традиционными СМИ эксперт не верит:
«Несмотря на скептические заявления, можно сказать, что блогеры не победят СМИ. Блогеры выполняют ту же функцию, что и СМИ, просто они сейчас называются по-другому. Если вы считаете, что у раскрученных блогеров нет редакции, вы ошибаетесь. За ними работает целый штат специалистов, продюсерская команда, операторы и так далее. Просто они называются не средствами массовой информации, а каналами. Но это такое же СМИ».
Заместитель председателя Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Марина Мерцалова рассказала о принципах работы городских государственных СМИ, где во главу угла ставится оперативная подача проверенной информации о жизни города и страны, стремление к охвату наибольшей аудитории и поиск все новых, удобных для аудитории, каналов связи. При этом эксперт упомянула и о широкой поддержке негосударственных СМИ, готовых к сотрудничеству в интересах петербуржцев:
«Это, действительно, политика, которую ведет комитет по печати в части поддержки проектов, которые реализуются негосударственными СМИ. Мы в течение года задаем им определенный тренд, определенную тематику, которая интересна городу. Мы стараемся, чтобы это были такие актуальные темы, как освещение национальных проектов, развитие патриотики, добровольчества, многие другие социально значимые тематики». По словам Марины Мерцаловой, в этом году получили поддержку в виде грантов около ста организаций и более ста проектов, которые не являются государственными СМИ.
О мотивации к получению опыта работы в сфере СМИ рассказала руководитель Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга на базе СпбГУПТД Екатерина Туголукова. Хотя современные технологии дают практически каждому возможность генерировать медиаконтент, создавать собственное СМИ в электронном формате и пробовать себя в качестве блогера, создание личного бренда — далеко не единственная мотивация.
Одной из центральных тем обсуждения в ходе круглого стола защита от недостоверной информации, фейков и вбросов. Эксперты оказались солидарны в поддержке законодательной деанонимизации блогеров с аудиторией свыше десяти тысяч подписчиков. Производители контента для широкого круга читателей должны отвечать за содержание своих пабликов. Это в том числе вопрос информационной безопасности.
Впрочем, любителей анонимных каналов по-прежнему много. Люди рассчитывают получить «инсайт», чтобы чувствовать себя владеющими максимумом информации. Чаще всего это касается потребителей контента с политических анонимных каналов.
В дискуссии с молодежью также поднимались темы уважения к авторскому праву, на какой бы площадке не был размещен плод интеллектуального труда, разоблачения фейковых журналистов, пытающихся получить информацию у источника под видом представителя уважаемого государственного издания, и в целом культуры получения и распространения информации.
Молодежь активно включилась в обсуждение перспектив блогинга, возможностей получения грантов для продвижения интересных проектов в сфере СМИ. Помимо этого молодые слушатели круглого стола высказались за необходимость более интенсивной защиты на новых информационных площадках детей, подростков и пожилых людей от разного рода мошеннических действий и опасной дезинформации.
Проект «Дело молодых» нацелен на открытый диалог с молодежной аудиторией от 14 до 35 лет по различным темам петербургской общественно-политической повестки на основании проверенной информации и компетентного мнения экспертов и специалистов в противовес провокациям и фейкам.