В ночь с 18 на 19 сентября в сети появилась информация о конфликте правоохранителей и кандидата в ЗакСобрание города от партии «Яблоко» Никиты Сорокина. Ситуация произошла на территории УИК № 1459.
Общественный штаб по наблюдению за выборами совместно с Горизбиркомом провел проверку по фактам произошедшего. Согласно данным Горизбиркома, участковая комиссия закончила свою работу в 20:00, после подсчёта бюллетеней и опломбирования сейф-пакетов в присутствии членов комиссии и наблюдателей, сотрудники УИК намеревались закрыть помещение для голосования.
По словам члена Санкт-Петербургской избирательной комиссии Юрия Кузьмина, Сорокин потребовал открытия уже запечатанного и опломбированного сейфа, при этом не имея на это прав. «Все эти процедуры — подсчёт бюллетеней и запаковка сейф-пакетов — проводятся в присутствии членов комиссии от разных партий и наблюдателей, допускается видео и фото-фиксация, но у кандидата нет прав вмешиваться в работу избирательной комиссии и тем более требовать открытия уже опломбированного сейфа. Для контроля работы комиссии у партии «Яблоко», которую представляет кандидат Сорокин, есть свои представители в избирательной комиссии города», — отметил член Горизбиркома.
Сорокин отказался покидать помещение, в котором располагалась комиссия. Председатель комиссии обратился к правоохранительным органам за содействием в пресечении правонарушения.
«Сотрудники участковых комиссий, наблюдатели, правоохранители, работающие в рамках участковых комиссий — все эти люди начинают свой день с раннего утра, чтоб с 08:00 обеспечить полноценную работу УИК, а заканчивают ближе к полуночи, по сути, люди работают 24/7. В ситуации с Сорокиным сотрудники комиссии вынуждены были не покидать свои рабочие места после закрытия УИК до приезда полиции, потому что всё это было похоже на провокацию», — заявил член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса Юрий Кузьмин.
Представитель Общественного штаба по наблюдению за выборами Валерий Солдунов выяснил, что происходило на участке в течение нескольких часов. По его словам, происходившие события могли быть восприняты как провокация, и правоохранительные органы действовали в соответствии со сложившейся ситуацией.
«Судя по выясненным обстоятельствам, все действия были только с одной целью — создать инфоповод. На распространяемых видео видно только небольшая часть произошедшего события, которому предшествовали почти 4 часа разговоров и просьб покинуть комиссию после её закрытия. Я поговорил с участниками конфликта и понимаю эмоции каждой стороны. По словам Сорокина его задержанию предшествовала стычка с представителем кого-то из кандидатов на этом УИК, поэтому стали понятны причины его поведения, но в этом случает и полицию можно понять. Никто не должен находится в помещении УИК после его закрытия. Рисков для избирательного процесса нет», — отметил он.
Справочно:
Нарушение избирательного законодательств: УК РФ Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Из-за действий кандидата не имелась возможность опечатать комнату, где находился сейф с сейф пакетами, что является грубым нарушением согласно Статье 141 УК РФ.
Согласно ст. 3.14. Инструкции ЦИК 13/103-8 по истечении времени голосования 17 и 18 сентября 2021 года и после осуществления членами участковой избирательной комиссии действий по обеспечению сохранности избирательных бюллетеней работа участковой избирательной комиссии в этот день заканчивается. Из-за нахождения кандидата на участке, сделать это не представлялось возможны.